Суббота, 18.05.2024, 09:06
Приветствую Вас, Гость

2.3. Разностороннее  развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому,

2.4. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

III. Структура и содержание  Программы

 

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п. п. 2.9, 2.10).

Рекомендуемый объем обязательной части программы – не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40 %.

Обязательная часть поддерживается Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы, которые не подвергаются экспертизе) методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть Программы должна показать специфику работы в ДОУ.

 

Программа состоит из трех разделов (в соответствии с ФГОС ДО):

1) целевой;

2) содержательный;

3) организационный.

3.1. Целевой раздел Программы состоит из:

3.1.1. Пояснительной записки, которая должна раскрывать:

  1. цели и задачи реализации Программы;
  2. принципы и подходы к формированию Программы;
  3. значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

3.1.2.Планируемых результатов освоения Программы, которые конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий  детей.             3.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

3.2.1. Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

3.2.2. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

3.2.3. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции ДОУ или группы.

3.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.4. Дополнительный раздел Программы - краткая презентация.

Раздел должен быть прописан обязательно. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации программы должны быть указаны:

 

IV. Оформление разделов Программы

 

4.1. Титульный лист

      На титульном листе Программы должна быть представлена следующая информацию:

  • в правом верхнем углу листа - информация о том, когда и кем утверждена Программа;
  • в левом верхнем углу листа - информация о рассмотрении Программы на педагогическом совете;
  • в центральной части титульного листа - полное наименование Программы: Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 ст. Зеленчукской»;
  • ниже наименования можно указать авторов, разработчиков Программы, которыми могут быть специалисты ДОУ (заведующий, ст. воспитатель, воспитатели групп,  другие специалисты) или рабочая группа (творческий коллектив), включающий также специалистов других учреждений образования (научного руководителя, специалиста органа управления образованием);
  • в нижней части титульного листа – наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ, и год разработки Программы.

Титульный лист может содержать и другую информацию (например, адрес, телефон/факс, электронный адрес, сайт ДОУ).

4.2. Целевой раздел Программы (п. 2.11.1 ФГОС ДО)

      Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы.

В пояснительной записке раскрываются:

  • цели и задачи реализации Программы;
  • принципы и подходы к формированию Программы;
  • значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

4.2.1. Планируемые результаты освоения Программы

Данный подраздел Программы составляется на основе соответствующего раздела примерной программы, дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (результаты работы по приоритетным направлениям).

4.3. Содержательный раздел Программы (п. 2.11.2 ФГОС ДО)

Содержательный раздел Программы включает в себя описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Должны быть отражены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» и т.д.

Примерная структура содержательного раздела:

1.Описание образовательной деятельности, форм, способов, методов и средств реализации программы по пяти образовательным областям (включая описание части, формируемой участниками образовательных отношений).

2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

3. Способы и направления поддержки детской инициативы.

(Данные подразделы могут быть включены в описание каждой образовательной области (п. 1), а могут быть выделены в самостоятельные подразделы.)

4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

5.Диагностика (мониторинг) – иные характеристики.

Описание содержания по пяти образовательным областям может быть представлено в текстовом формате или в структурированном виде (схемы, диаграммы, таблицы) для удобства восприятия и сокращения объема Программы.

Примерная структура предъявления содержания

 образовательной области

     Образовательный процесс условно делится на непосредственно образовательную деятельность; иную образовательную деятельность, организованную педагогом в различные режимные моменты; а также самостоятельную (свободную) деятельность воспитанников.

В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО в содержательном разделе Программы должны быть представлены:

- вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы;

- принципы, на которых строится работа по конкретной образовательной области, основные направления работы, предлагаемые методикой методы, средства (формы).

- содержание, которое представлено по каждому направлению в каждой возрастной группе ( младшей, средней, старшей и подготовительной к школе), с опорой на примерную программу.

Содержание каждой образовательной области дополняется описанием видов деятельности с конкретными примерами, описанием способов поддержки детской инициативы.

По такому же плану оформляется содержание других образовательных областей.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены еще два пункта:

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Материал может быть представлен в структурированном виде, он также должен содержать такие моменты, как модель взаимодействия, цель и направления работы, принципы и функции и другую необходимую информацию.

  1. Диагностика.

При проведении диагностики педагоги опираются на выбранную примерную программу.

4.4. Организационный раздел Программы (п. 2.11.3 ФГОС ДО)

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется Программа ДОУ. В этом разделе должны быть представлены:

  • описание материально-технического обеспечения Программы;
  • обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • распорядок и/или режим дня;
  • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т.е. комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В организационном разделе могут найти отражение:

  • модель образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность;
  • режим двигательной активности;
  • обеспечение условий реализации программы и иная информация, отражающая специфику деятельности образовательной организации.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания можно представить в виде перечня (списка). К Примерной программе «От рождения до школы» авторский коллектив составил перечень методических материалов и средств, необходимых для ее реализации.

В организационный раздел должен быть включен распорядок или режим дня и расписание образовательной деятельности (модель организации образовательного процесса или недельное планирование образовательной деятельности). Для удобства можно включить в расписание общий подсчет (количество периодов НОД; их продолжительность; время, отводимое на прогулку и на самостоятельную деятельность).

В данном разделе можно разместить режим двигательной активности воспитанников.

В организационном разделе должны быть отражены особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т.е. комплексно-тематическое планирование. Форма оформления определяется ДОУ самостоятельно. Из комплексно-тематического планирования должно быть понятно, когда какую тему проживают воспитанники, какова цель и результат деятельности.

В ФГОС ДО определены требования к организации предметно-пространственной развивающей среды.

Описание материально-технического обеспечения ООП ДО и особенностей развивающей предметно-пространственной среды может быть представлено в таблице, где описывается оснащение всех помещений дошкольного образовательного учреждения, которые используются в образовательном процессе.

 

Развивающая предметно-пространственная среда

 

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты

Сюжетно-ролевые игры

Самообслуживание

Трудовая деятельность

Самостоятельная творческая деятельность

Ознакомление с природой, труд на природе

Детская мебель для практической деятельности

Книжный уголок

Уголок для изобразительной детской деятельности

Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа»

Природный уголок

Конструкторы различных видов

Головоломки, мозаики, пазлы, настольно-печатные игры, лото

Развивающие игры по математике, логике

Различные виды театров

Методический кабинет

Осуществление методической помощи педагогам

Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития

и  т.д.

Библиотека педагогической и методической литературы

Библиотека периодических изданий

Пособия для организации образовательной деятельности

Опыт работы педагогов

Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов

Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми

Иллюстративный материал

Изделия народных промыслов: гжель, хохлома, палех, дымковские, городецкие, богородские игрушки, жостовская роспись, матрешки

 

В организационном разделе может найти отражение обеспечение условий реализации Программы, например кадровое обеспечение. Требования к кадровым условиям реализации Программы включают:

  • укомплектованность ДОУ руководящими, педагогическими и иными работниками;
  • уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОУ;
  • непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.

В ДОУ должно быть организовано единое образовательное пространство, модель которого должна присутствовать в основной образовательной программе ДОУ.

 

V. Порядок разработки и утверждения образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

 

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.5.) Программа  разрабатывается и утверждается ДОУ самостоятельно, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующей примерной образовательной программой дошкольного образования.

      Администрация ДОУ при разработке Программы:

  • организует изучение запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг, обеспечивает проведение контрольно - оценочных процедур, социологических и статистических исследований  социокультурных особенностей района; 
  • формирует творческую группу  по  разработке  проекта Программы ДОУ; 
  • самостоятельно устанавливает сроки подготовки проекта Программы;
  • обеспечивает взаимосвязь с общественностью при подготовке проекта Программы.

Проект образовательной программы перед утверждением рассматривается на педагогическом совете, по итогам рассмотрения оформляется протокол. Заведующий ДОУ издает приказ об утверждении  Программы.

      ДОУ самостоятельно устанавливает сроки, на которые  разрабатывается Программа.

      ДОУ ежегодно  вносит  изменения и дополнения (оформленных в виде приложений)  в Программу, направленные на совершенствование результатов, предварительно рассмотрев их на педагогическом совете, Совете ДОУ.

 

VI. Контроль за реализацией  Программы

     Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с планом внутрисадовского контроля. Результаты и эффективность Программы обсуждаются на педагогических советах и Совете ДОУ.